Регулирование онлайн торговли осуществляется Законом о защите прав потребителей. Порядок того, как вернуть деньги за покупку в интернет магазине, идентичен при возврате продукта в обычный магазин.
Можно ли вернуть средства из интернет-магазина
В 2018 году ЗоЗПП был дополнен термином «Агрегатор информации о товарах», под которым понимается сайт, через который можно ознакомиться с товаром или услугой, заключить договор купли-продажи и оплатить .
П. 5 ст. 26.1 Федерального закона №2300-1 «О защите прав потребителей» ссылается на полный текст документа, распространяя право на обмен и возврат покупки обманутым пользователем торговой интернет площадки.
Возврат и обмен осуществляется в рамках действия ст. 18 ЗоЗПП. Согласно ей, если в приобретенной вещи выявлены недостатки, продавец обязан удовлетворить одно из требований:
- обменять покупку на аналогичную той же марки;
- заменить некачественную продукцию на схожую по характеристикам, но другого производителя;
- сделать скидку;
- бесплатно починить продукцию;
- вернуть деньги.
Условия возврата денег за товар купленный в интернет магазине
Для того чтобы отказаться от купленного товара ненадлежащего качества необходимо подать письменное обращение в онлайн магазин. Заявление должно содержать информацию о товаре, дате приобретения и доставке, а также о недостатках которые были выявлены покупателем.
Претензии о качестве покупки можно предъявлять к интернет-торговцу в течение гарантийного срока или срока годности товара. В случаях когда на товар не установлена гарантия следует руководствоваться параграфом 2 той же статьи: испорченный товар можно вернут в разумный срок, не превышающий два года. Если интернет-магазин не согласен с возвратом денег или отказывается обменять товар, можно настоять на проведении экспертизы.
Обратите внимание!
Законодательно закреплено: отсутствие товарного или кассового чека не является основанием для отказа в обмене товара или возврате денег.
Сроки возврата
При возврате товара через интернет магазин стоит следовать п. 4 ст. 26.1 Закона №2300-1. По закону покупатель может передумать о приобретении товара в любое время до его получения.
В случае доставки продукции у потребителя есть еще неделя для того, чтобы взвесить необходимость приобретенной вещи. Если же интернет-торговец прислал товар плохого качества, то срок на его возврат увеличивается до трех месяцев. Причем срок исчисляется не с момента оформления заказа, а с даты доставки.
Обратите внимание!
Возврат средств за купленную удаленным способ вещь должен быть осуществлен в течение 10 дней с момента поступления требований к продавцу.
Возврат денег из интернет-магазина без чека
П. 5 ст. 19 Закона №2300-1 закрепляет возможность вернуть товар ненадлежащего качества без чека. При утере документа, подтверждающего покупку в интернет-магазине, можно руководствоваться и основаниями пункта 31 Правил продажи товаров дистанционным способом.
Правила законодательно закрепляют возможность использовать другие доказательства в качестве подтверждения совершенной покупки. Выписку с банковской карты, посредствам которой товар был оплачен, или электронную переписку.
Как вернуть деньги из интернет-магазина
Порядок возврата товара интернет-продавцу закреплен правилами удаленной торговли. При осуществлении продажи через сеть продавец обязан информировать потребителей о своем адресе, времени работы и о необходимости сохранения товарного вида покупки.
Для возврата покупатель должен составить накладную или акт. В документах следует указывать:
- наименование поставщика;
- имя, отчество, фамилию приобретателя;
- название товара;
- даты оплаты и доставки покупки;
- размер суммы, которая истребуется.
Документ должны подписать и продавец и покупатель. Если поставщик отказывается ставить подпись, это не лишает покупателя возможности вернуть средства. Действовать придется в судебном порядке.
Если произошел обман со стороны магазина
Мошенничество и злоупотребление доверием — обман, являются уголовно наказуемыми деяниями. При столкновении со случаями мошенничества со стороны интернет-продавца, покупатель должен обратиться в полицию с заявлением.
В заявлении необходимо указать данные продавца, указать ссылки на интернет-ресурсы. Также приложить платежные документы. А в тексте заявления выразить прошение о возбуждении уголовного дела по ст. №165 Уголовного Кодекса.
В случае возбуждения уголовного дела, пострадавший от действий может обратиться с гражданским иском в суд, который ведет процесс, с требованием о компенсации, руководствуясь положениями ст. 44 УК.
Если интернет-магазин не существует
Фиктивная продажа через несуществующий интернет-магазин, также как и злоупотребление доверием, является уголовно наказуемым деянием. В судебной практике это рассматривается в рамках ст. 159 УК. За подобного рода действия инкриминируется интернет-мошенничество. Если покупатель перевел деньги, но ничего не получил, следует писать заявление в правоохранительные органы.
В нем нужно максимально подробно представить имеющиеся данные о злоумышленниках: адреса электронной почты, ссылки URL, номера телефонов, номер счета, на который были перечислены деньги.
Правоохранители по факту заявления смогут возбудить уголовное дело, после передачи которого в суд первой инстанции, пострадавший может выступить гражданским истцом и потребовать вернуть переведенные средства.
Что делать, если интернет-магазин отказал в возврате денег
При обращении к интернет-продавцу с просьбой вернуть средства стоит составить заявление в двух экземплярах, чтобы на экземпляре, который остается у покупателя, продавец сделал отметку о получении.
В случае передачи требований через интернет или почтовым отправлением нужно сделать скриншоты переписки, и сохранить почтовые отправления. Эти документы потребуются, если поставщик товара откажет в возврате средств.
После того как поступил отказ или обращение было проигнорировано, можно направить продавцу письменную претензию, и обратиться в суд с гражданским иском. При сделках, сумма которых составляет меньше 30 тысяч рублей, обращения рассматриваются мировыми судьями. В случаях, когда стоимость покупки выше — районными судами.
Обратите внимание!
Одновременно с подачей исковых требований в судебную инстанцию по месту жительства, покупатель может направить жалобу в Роспотребнадзор, который по факту обращения может инициировать проверку.
И к жалобе и к исковому заявлению следует приложить документы, подтверждающие факт нарушения продавцом законодательства.