Чтобы должник имел представление о том, какие методы давления на него банк может оказывать, а какие — нет, лучше узнать об этом заранее. Если меры противозаконные, нужно обратиться с письменной жалобой, чтобы пресечь их.
Банки, задавшись целью получить деньги, применяют различные методы давления на человека, взявшего кредит. Но имеют ли они право так делать? Иногда долги гражданина продают по переуступке коллекторам. Их способы выбивания долгов бывают более суровыми. Но не всегда такие действия правомерны.
Методы давления на должника
Их несколько. Перечислим основные:
- смс-оповещения обычно приходят, если просрочка небольшая. Должнику в письменной форме напоминают о том, что истек срок внесения его ежемесячной выплаты, и нужно срочно погасить долг, так как за каждый день неуплаты начисляются пени. Такой метод давления не требует от банка больших временных и финансовых затрат, поэтому используется довольно часто;
- телефонные звонки. Если человек никак не отреагировал на смс, тогда ему начинают звонить. В каждом банке имеется колл-центр с работниками, в компетенцию которых входят телефонные переговоры с должниками. Таких работников предварительно обучают, поэтому они знают, как нужно себя вести в каждом конкретном случае;
- личные визиты к должнику. Если в банке есть штат таких сотрудников, тогда они приходят к человеку, просрочившему внесение ежемесячных платежей, который не оповестил учреждение о причинах длительной задержки;
- переуступка требования долга. Если организация не имеет отдельных сотрудников для визитов, или заемщик не открывает дверь, не хочет идти на контакт, тогда его долг может быть продан коллекторскому агентству. Специалисты в таких фирмах используют более суровые приемы работы.
Обратите внимание!
Методы воздействия бывают психологическими и физическими, последние запрещены по закону. Но хороший специалист может оказать такое психологическое давление, что должник постарается в кратчайшие сроки выплатить банку нужную сумму.
Иногда на стадии заключения договора сотрудник банка берет у должника не только его контактный телефон и номер поручителя, но и «на всякий случай» контакты родственников и друзей.
Вот один из примеров. Девушка, взявшая кредит, игнорировала и смс-оповещения, и телефонные звонки из банка. Она не открывала дверь представителям организации, то есть тщательно скрывалась.
В договоре был указан номер телефона ее близкой подруги. Банкир неоднократно звонил этой девушке, выяснил в разговоре то, что отец той занимает высокий пост, имеет заслуженную репутацию в обществе, и его раздражают постоянные звонки. Сотрудник банка нашел «болевую точку» и решил давить именно на нее. Он набрал номер городского телефона подруги заемщицы, трубку взял отец этой девушки. Сотрудник учреждения сказал, что при невыплате долга будет вынужден беспокоить мужчину звонками не только дома, но и на работе. Он не мог такого допустить, так как тогда пострадала бы его репутация. На следующий день долг был погашен в полном объеме. Это один из примеров психологического нажима.
Если при заключении договора или в личном разговоре заемщик скажет, что имеет хорошую репутацию на работе, что не нужно звонить туда, тогда в случае длительной просрочки одним из методов давления на него будет именно угроза огласки данной проблемы по месту службы.
Могут ли банки звонить на работу должнику?
Законодательно запрещено разглашение банковской тайны третьим лицам. То есть если сотрудник организации будет звонить клиенту на работу, сообщать его коллегам, руководству о том, что человек взял займ, а также распространять данные о сумме, сроке задолженности и иные сведения, касающиеся банковской тайны, такие деяния неправомерны.
Тогда гражданин, получивший кредит, вправе обратиться с жалобой:
- в сам банк;
- в территориальное управление Банка России;
- в Роскомнадзор.
В письменном виде нужно изложить нарушения, допущенные специалистом учреждения. Обычно в телефонном разговоре данное должностное лицо обязано представиться, поэтому можно будет указать в заявлении его ФИО.
Но под нарушение не попадают звонки на работу, если заемщик указал номер данного телефона в качестве одного из контактных.
Чтобы исключить неприятные эксцессы, лучше направить в банк заявление в письменной форме о том, что отныне заемщик будет действовать только через своего адвоката. Это компетентное лицо знает все законы, сможет защитить своего подопечного от давления кредиторов, тем более если их действия неправомерны.